рекомендации

четверг, 7 ноября 2013 г.

Крылатая ракета GAM-63 RASCAL

Тип - ракета класса "воздух-земля"
Производитель Bell Aircraft
Стоимость единицы $2,262,000
Произведено 1952 шт



Тактико-технические характеристики

Масса 8255 кг
Длина 9,74 м
Диаметр 1,22 м
Боевая часть ядерная, W-27
Размах крыла 5,09 м
Двигатель ЖРД Bell XLR-67-BA-1 с тягой 46,4 кН
Дальность стрельбы 161 км
Потолок 19812 м
Скорость 3138 км/ч
Система наведения - командная (GAM-63) или инерциальная/командная (GAM-63A)
Носители: B-36, B-50 и B-47

GAM-63 RASCAL - это сверхзвуковая ракета класса "воздух-земля", разработанная компанией Bell Aircraft. RASCAL являлась первой ракетой в США, оснащенной атомной боевой частью. Изначально она называлась ASM-A-2, затем в 1961 году была переименована в B-63, и, окончательно, в 1955 году была переименована в GAM-63. RASCAL - это акроним RAdar SCAnning Link - системы наведения ракеты. Проект RASCAL был закрыт в 1958 году.


Разработка

Во время Второй Мировой войны нацистской Германий с бомбардировщиков He-111 было запущено 1176 ракет V-1. ВВС США изучили эту систему. Тестовые запуски осуществлялись с бомбардировщиков B-17, использовались ракеты JB-2 Doodle Bug, представляющие собой американскую копию V-1. Успешное проведение этих испытаний послужило толчком к выдаче аэрокосмической индустрии технического задания на ракету класса "воздух-земля" 15 июля 1945 года.
В марте 1946 года USAAF начали работу над проектом Mastiff - самонаводящейся ракетой класса "воздух-земля" с атомной боевой частью. Northrop Corporation, Bell, и Republic Aviation были приглашены для участия в проекте Mastiff. 1 апреля 1946 года ВВС США заключили контракт с Bell на разработку технико-экономического обоснования по данному проекту. Bell изучала возможность разработки беспилотного бомбардировщика, способного нести достаточную боевую нагрузку на дальность более 480 км.
После 18 месяцев исследований в Bell пришли к заключению, что ракетные двигатели не способны обеспечить требуемую дальность стрельбы 480 км. Требования по дальности были уменьшены до 160 км, но возникли и другие технические проблемы.
ВВС начали работы в рамках нового проекта MX-776. Для уменьшения рисков он был разделен на два проекта. В рамках MX-776A разрабатывалась ракета RTV-A-4 Shrike, позже переработанная в X-9, служившей тестовой платформой для RASCAL, разрабатывавшейся в рамках проекта MX-776B. С апреля 1949 года по январь 1953 года было произведено 22 ракеты X-9.


Конструкция

В мае 1947 года USAAF подписали контракт с Bell Aircraft Company на создание сверхзвуковой ракеты класса "воздух-земля", совместимой с бомбардировщиками B-29 Superfortress, B-36 и B-50. Дальность стрельбы должна была составлять 160 км. Руководил разработкой Walter R. Dornberger.
В RASCAL использовалась аэродинамическая схема "утка" и двигатели от X-9. RASCAL имела фюзеляж на 2,7 м длинее, и на 0,61 м шире (по диаметру), чем X-9. У RASCAL как передние, так и задние аэродинамические поверхности использовались для управления полетом.
RASCAL была оснащена ракетным двигателем XLR67-BA-1, также разработанным в Bell. XLR-67 имел три камеры сгорания и обеспечивал тягу 46,4 кН. Во время активного участка полета ракеты, который длился до 2 минут, работали все три камеры сгорания, затем две из них отключались. Запас ракетного топлива JP-4 составлял 1110 л, окислителя (белой дымящейся азотной кислоты) - 2300 л. Bell заключила контракт на разработку системы зажигания с Purdue University.
В GAM-63 использовалась радиокомандная система наведения, при этом ракета управлялась с запускавшего ее бомбардировщика. Система наведения RASCAL разрабатывалась совместно Bell, Federal Communications/Radio Corporation of America (RCA) и Texas Instruments. Первая версия системы обеспечивала круговое вероятное отклонение от цели 910 м, что считалось удовлетворительным только при использовании ядерной боевой части.
Бомбардировщик, выступающий в качестве носителя ракет, модифицировался путем установки дополнительной антенны и специального оборудования, предназначенного для наведения RASCAL. Во время полета к точке пуска бомбардир периодически передавал в ракету сведения о ветре и навигационные данные. Перед пуском он включал телеприемник и проверял системы ракеты. Управляющие поверхности ракеты также проверялись перед пуском, чтобы убедиться, что они функционируют.
Перед пуском в ракету вводилось полетное задание. Бомбардировщик летел по направлению к цели. Компьютер в RASCAL отслеживал курс самолета и азимут на цель, и автоматически сбрасывал ракету при достижении точки пуска. Для запуска двигателя ракеты использовался кабель, соединяющий ракету и носитель. В случае его обрыва запуск двигателя производился таймером. Высота пуска RASCAL составляла не менее 12000 м.
После пуска бомбардировщик отворачивал от цели. Ракета могла набрать высоту до 15000 м. Видео, представлявшее собой радарное изображение цели, транслировалось на носитель. По мере приближения ракеты к цели качество транслировавшегося изображения цели и его детализация повышались. На расстоянии 32 км от цели ракета начинала снижаться. Командная ситема управления не могла посылать направленный сигнал, а также шифровать его, что делало ее уязвимой для обнаружения и глушения.
Инерциальная система наведения, разработанная Bell, использовалась на более поздней модификации GAM-63A. Она позволила уменьшить КВО до 457 м, хотя эта цифра выглядит сомнительно. Инерциальная система загружала данные от бобардировщика до пуска ракеты.
Головная часть RASCAL имела несколько взаимозаменяемых модификаций, выбираемых в зависимости от типа цели. Это позволяло оснащать ракету ядерной, биологической, химической, фугасной и зажигательной боевыми частями. В конце 1953 года требования по оснащению химической и биологической боеголовками были сняты. 5 декабря 1949 года были озвучены требования, предписывающие, что RASCAL должна быть способна нести ядерную боевую часть весом от 1400 до 2300 кг. Отсек для размещения боеголовки представлял собой цилиндр длиной 1,9 м и диаметром 1,2 м. USAF также хотели иметь возможность применения RASCAL в качесте свободнопадающей бомбы в случае отказа при пуске.
В январе 1950 года Bell начала работы по подбору ядерной боевой части для RASCAL. Изначально была выбрана W-5, и в августе 1950 года начались работы по ее интеграции в ракету. За разработку взрывателя отвечала Atomic Energy Commission (AEC). К этому времени разарботка контактного взрывателя еще не началась. В апреле 1952 года разработка взрывателей была передана в Bell, что отвечало общей политике USAF, согласно которой разработчик летательного аппарата должен был отвечать за разработку взрывателей для ядерных боевых частей, так как эти системы должны были быть интегрированы в систему наведения ракеты. Bell разработала две системы подрыва - для обеспечения воздушного и наземного взрыва, но в марте 1956 года программа W-5/RASCAL была свернута. В июле 1955 года в качестве замены W-5 была выбрана ядерная боевая часть W-27, к январю 1957 года была завершена ее адаптация к RASCAL.
В качестве носителя RASCAL предполагалось использовать три типа бомбардировщиков. B-29 был выведен из строевых частей еще до того, как была завершена разработка ракеты. В марте 1952 года в качесте носителей были определены B-36 и B-47, причем приоритетным считался B-36. Стратегическое авиационное командование не было согласно с использованием B-47 в качестве носителя RASCAL и предлагало заменить его на B-50, сообщая о готовности выделить для переоборудования под RASCAL по одной эскадрилье B-36 и B-50. Было ясно, что при использовании в качесте носителя B-50, бомбардировщики должны были базироваться за пределами США, так как радиус действия B-50 при подвеске RASCAL достаточно сильно сокращался. Окончательное решение по поводу B-50 не было принято до июня 1956 года. До 1955 года один B-50 использовался в качесте носителя при испытаниях ракеты. Впервые реальный пуск ракеты с запуском двигателя с борта B-50 был произведен 30 сентября 1952 года на полигоне White Sands, штат New Mexico.
В мае 1953 года у Convair были заказаны 12 бомбардировщиков DB-36H. Каждый мог нести одну ракету RASCAL, которая занимала оба задних бомбоотсека B-36 и находилась в полуутопленном в фюзеляж положении. Один передний бомбовый отсек использовался для размещения оборудования, требовавшегося для системы наведения RASCAL.  Выдвигающаяся антенна системы наведения была размещена в задней части самолета.
Первый полет YDB-36H состоялся 3 июля 1953 года. Всего до 16 августа было выполнено шесть полетов. Подвеска ракеты практически не влияла на аэродинамическое сопротивление и характеристики управляемости бомбардировщика B-36. 25 августа был выполнен первый сброс незаправленной топливом RASCAL с бомбардировщика YDB-36H. 21 декабря 1954 года DB-36H был передан ВВС для использования в испытаниях RASCAL на авиабазе Holloman, штат New Mexico. По состоянию на июль 1955 года с B-36 было выполнено по крайней мере два пуска ракет, а Convair завершила запланированный выпуск комплектов оборудования для 12 самолетов. К тому моменту, когда USAF было принято решение об использовании в качестве носителя RASCAL только B-47, эти комплекты были установлены на два самолета B-36.
До конца 1952 года Boeing получил контракт на модификацию двух B-47B в прототипы носителей RASCAL. На правой стороне самолетов были установлены съемные стойки системы подвески ракеты. При использовании в качестве носителя RASCAL B-47B не мог использовать другое оружие. Аппаратура наведения RASCAL располагалась в бомбовом отсеке. В хвостовой части самолета была установлена выдвижная антенна, необходимая для системы наведения. Оба самолета были отправлены на авиабазу Holloman для поддержки программы испытаний RASCAL. В июне 1955 года Boeing получил контракт на модификацию 30 DB-47B в носитель RASCAL.


Стратегическое Авиационное Командование было серьезно обеспокоено тем, что подвеска RASCAL и монтаж соответствующего оборудования ухудшали характеристики бомбардировщика, причем настолько, что эффективность комбинации B-47/RASCAL выглядела сомнительной. Высказывалось мнение, что добиться нормальной работы такой системы будет практически невозможно. При этом стоимость модификации одного бомбардировщика составляла около 1 миллиона долларов. По мнению SAC нести эти затраты до завершения разработки RASCAL было нецелесообразно. Кроме того, SAC считало неразумным переоборудовать бомбардировщики и обучать экипажи до завершения разработки ракеты.
Затем было принято решение использовать в качестве носителя RASCAL бомбардировщик B-47E. Boeing получил контракт на переоборудование двух B-47E в YDB-47E. Первый полет YDB-47E совершил в январе 1954 года. Первый успешный пуск RASCAL с YDB-47E был произведен в июле 1955 года.


Количество пусков RASCAL на полигонеWhite Sands

1951 1954 1955 1956 1957 1958
2 1 14 8 21 1

История службы

В начале 1956 года  USAF ограничили производство DB-47E двумя самолетами. В мае 1957 года было решено ограничиться развертыванием только одной эскадрильи DB-47, оснащенной ракетами RASCAL. Командующий Стратегическим Авиационным Командованием считал, что эта ракета уже устарела. В декабре 1957 года 445-я бомбардировочная эскадрилья 321-го бомбардировочного авиакрыла начала тренировки с RASCAL. Первые серийные ракеты были доставлены на авиабазу Pinecastle 30 октября 1957 года. В августе 1958 года анализ предыдущих шести месяцев тестирования RASCAL показал, что из запланированных 65 пусков только один был успешным. Более половины пусков были отменены, другие были неудачными.

29 сентября 1958 года USAF закрыли программу RASCAL.

На смену GAM-63 пришла ракета AGM-28 Hound Dog. Первый испытательный пуск Hound Dog состоялся в апреле 1959 года, а в декабре первая ракета уже поступила на вооружение USAF. Она имела дальность стрельбы почти в пять раз больше, чем RASCAL, не требовала радиокомандного наведения, а ее топливо не содержало опасных компонентов.

Модификации

ASM-A-2 - Обозначение RASCAL в USAF c 1947 по 1951 гг.
B-63 - Обозначение RASCAL в USAF c 1951 по 1955 гг.
XGAM-63 - 75 прототипов RASCAL (серийные номера с 53-8195 по 53-8269)
GAM-63A - 58 серийных RASCAL (серийные номера с 56-4469 по 56=4506)

Комментариев нет:

Отправить комментарий