рекомендации

вторник, 28 января 2014 г.

Термоядерная боевая часть W80

W80 - это малогабаритная термоядерная боеголовка переменной мощности от 5 до 150 кт. 

Она была предназначена для размещения на крылатых ракетах  ALCM и ACM класса "воздух-земля", а также на BGM-109 Tomahawk морского базирования, и представляет собой модификацию ядерного взрывного устройства бомбы B61, которая составляет основу ядерного арсенала США. Очень похожая боеголовка W84 была создана для крылатых ракет наземного базирования BGM-109G Gryphon GLCM.



W80 имеет достаточно малые размеры: сам "физический пакет" вписывается в размеры обычной бомбы Mk.81 массой 110 кг - диаметр 30 см и длина 80 см, и весит не намного больше - 130 кг.

Оружейники имеют возможность выбрать требуемую мощность взрыва - то есть заряд имеет переменную мощность. Наименьшая, при которой, вероятно, используется только энергия деления, составляет 5 кт, наибольшая - около 150 кт.

Разработка

Los Alamos National Laboratory начала разработку W80 в июне 1976 года. Главные отличия W80 от W61 состояли в физической подгонке ядерного устройства под габариты отсека крылатой ракеты, а также в удалении режима мощности 0,3 кт. На W61 он применялся при использовании бомбы в варианте проникающего оружия - роль, для которой W80 не предназначалась.

Производство  W80 Model 1 (W80-1 или Mod 1) для оснащения ALCM началось в январе 1979 года. Производство боеголовок было завершено к январю 1981 года, когда был проведен их первый низкотемпературный тест. Ко всеобщему удивлению тест показал значительно меньшую мощность, чем ожидалось, вероятно вследствие проблем с обычной взрывчаткой, применявшейся в первой ступени. Эта проблема затрагивала также несколько модификаций B61, поэтому было приостановлено производство всех видов ядерного оружия до тех пор, пока проблема не будет решена. Производство возобновилось в феврале 1982 года.



В марте 1982 года конструкторы начали работать над вариантом W80, предназначенном для флотской программы Tomahawk.В W80 Model 0 (W80-0 или Mod 0) использовался сверхчистый (supergrade) делящийся материал, который имел меньшую радиоактивность по сравнению с обычным плутонием, использовавшимся в версии для ВВС. Supergrade - это промышленное название сплава плутония, содержащего исключительно высокую долю Pu-239 (>95%), и, соответственно, меньшую долю Pu-240, который является источником гамма-излучения. Такой плутоний получают из топливных сборок, которые облучаются очень короткое время, что ограничивает накопление Pu-240, но при этом существенно удорожает процесс производства, так как для получения одного и того же количества плутония требуется значительно большее количество топливных сборок. Однако члены экипажей подводных лодок регулярно работают в непосредственной близости от ядерного оружия, заряженного в торпедные аппараты, в отличие от летчиков, для которых этот период времени является сравнительно коротким. Это оправдывает дополнительные расходы на получение сверхчистого сплава плутония для ядерного оружия флота. Первые экземпляры этой модификации были поставлены в декабре 1983 года, в марте 1984 года началось полномасштабное производство W80 Mod 0.

Производство и эксплуатация

Производство W80 было завершено в сентябре 1990 года. В общей сложности было выпущено 1750 единиц модификации Mod 1 и 367 Mod 0, из них 1000 была развернута на оригинальных КР ALCM, другие 400 - на более поздних ACM, а 350 штук - на Tomahawk.



Определенное количество ракет ALCM было переоснащено боеголовками с обычным ВВ (CALCM), а согласно договору СНВ-2 на вооружении должно было остаться только 400 ALCM с ядерными боеголовками, оставшиеся должны были демонтировать и перевести в неактивный резерв. После отмены СНВ-2 дальнейшие планы окончательно не известны, но вероятно, что процесс будет производиться так же, как было запланированно ранее, чтобы снять ALCM с вооружения. Ракеты Tomahawks с боеголовками Mod 0 в настоящее время хранятся на суше, но имеются планы сделать их одним из основных компонентов ядерного арсенала США.

30 августа 2007 года шесть крылатых ракет, оснащенных боеголовками W80-1, были по ошибке загружены в B-52 и перевезены с авиабазы Minot, North Dakota, на авиабазу Barksdale, Louisiana для дальнейшей отправки на утилизацию, что обнаружилось только по прилету самолета в пункт назначения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий