рекомендации

воскресенье, 5 октября 2014 г.

Подвижный ракетный комплекс 15П696 с баллистической ракетой средней дальности РТ-15

РТ-15 (индекс ракеты — 8К96, по классификации НАТО — SS-X-14 Scamp/Scapegoat) — советская баллистическая ракета среднего радиуса действия в составе подвижного ракетного комплекса наземного базирования 15П696.



Разработка

4 апреля 1961 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 316—137, в котором ОКБ-1 С. П. Королева назначалось головным по созданию нового стационарного ракетного комплекса с твердотопливной МБР, оснащенной моноблочной ГЧ и получившей обозначение РТ-2 (8К98). В постановлении предусматривалась, в том числе, разработка подвижного ракетного комплекса на гусеничном ходу с ракетой 8К96 с дальностью 2500 км и его шахтного варианта. Для создания РТ-15 использовались двигатели второй и третьей ступеней РТ-2. Королев был назначен председателем Совета главных конструкторов как по РТ-2, так и по РТ-15.

Подвижная пусковая установка для ракеты РТ-15 создана на базе гусеничного "объекта 272" - вариант шасси на базе ходовой части тяжелых танков типа Т-10. Разработкой шасси для пусковой установки руководил главный конструктор КБ-3 Ленинградского Кировского завода Ж.Я.Котин. В составе подвижной ПУ использовался механизм опрокидывания с гидравлическими замками и меха­ническими опорами. Пусковой стол откидной, шарнирно связан с корпусом машины.
Отработка двигателей ракеты производилась на Ржевском артиллерийском полигоне на специально оборудованной площадке.
Для проектирования наземного оборудования был привлечен коллектив ЦКБ-34 во главе с В.В.Чернецким. В состав подвижного комплекса (ракетного полка) входили следующие системы: шесть подвижных пусковых установок с ракетами РТ-15, одна машина боевого управления (подвижный командный пункт) на базе ав-томобиля МАЗ-543, одна машина подготовки позиции (обеспечивающая прицеливание ракеты и ее геодезическую привязку на местности), две дизель-электростанции (обеспечивающих автономное электроснабжение комплекса), три машины узла связи и автофургон с личным составом. В дальнейшем для несения боевого дежурства в состав комплекса предполагалось включить машины с КУНГами для обеспечения комфортного размещения дежурных боевых смен.

Состав комплекса

Подвижный боевой ракетный комплекс 15П696 должен был обеспечивать автономное боевое дежурство, автоматизированную предстартовую подготовку и залповый пуск шести ракет в любое время года и суток, без специальной подготовки боевой позиции. В комплексе был заложен принцип кратковременного боевого дежурства на одной из боевых позиций с последующим перебазированием на новую боевую позицию, полной автономией и автоматизацией процессов электроснабжения, прицеливания и пуска из постоянной или полной боевой готовностей.


В состав подвижного боевого ракетного комплекса 15П696 входили:

6 самоходных пусковых установок 15У59 с ракетами 8К96 в транспортно-пусковых контейнерах 15Я25;
машина боевого управления 15Н809;
две машины связи «А» и «Б»;
передвижные дизель-электростанции 15Н964.

Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции:

перегрузочный агрегат 15Т81;
агрегат загрузки контейнера 15Т79;
транспортный агрегат 15Т84;
изотермическая стыковочная машина 15Т21П;
машины регламентных испытаний системы управления и системы прицеливания.

Двухступенчатая твердотопливная баллистическая ракета средней дальности 8К96 была оснащена моноблочной отделяемой в полёте ядерной головной частью (ГЧ) мощностью 600 кт. Двигатели ступеней были выполнены в разных диаметрах, сопловые блоки имели по четыре разрезных управляющих сопла, состоящих из неподвижной и подвижной частей. Для стыковки ступней применен соединительный отсек ферменной конструкции, аналогичный ракете 8К98. Такая конструкция позволяла свободно выходить газам от работающего двигателя второй ступени при разделении ступеней. Двигатели первой и второй ступеней имели моноблочные заряды на смесевом твердом топливе ПАЛ-17/7,скреплённые с корпусом двигателя и изготовленные методом литья под давлением непосредственно в корпус двигателя. Заряды двигателей на основе бутилкаучука и перхлората аммония с добавлением порошкообразного алюминия были разработаны Алтайским НИИ химической технологии. Сопловой блок ДУ-1, рулевые приводы и часть приборов системы управления размещались в хвостовом отсеке первой ступени, имевшей форму усеченного конуса. Для повышения устойчивости ракеты на начальном этапе полета, на хвостовом отсеке первой ступени устанавливались четыре решетчатых стабилизатора.

Управление дальностью полёта ракеты осуществлялось устройством отсечки тяги двигателя второй ступени: вскрывались с помощью пирозарядов узлы отсечки на верхнем днище двигателя, которые создавали необходимую противотягу. Для уменьшения разброса импульса последействия выключение двигателя ступени проводилось в два этапа: сначала вскрывались два узла отсечки из четырёх, после чего двигатель переходил на пониженную тягу, а затем, с некоторой временной задержкой, - два оставшихся узла отсечки обнуляли тягу окончательно. После этого происходило отделение головной части со спецзарядом, и она продолжала самостоятельный полёт к цели по баллистической траектории.

На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления, осуществлявшая управление полетом ракеты с момента пуска и до перехода к неуправляемому полету головной части. В системе управления были применены счетно-решающие приборы. Большая часть устройств СУ размещалась в приборном отсеке.

Самоходная пусковая установка 15У59 была выполнена на базе тяжелого танка Т-10. ПУ обладала достаточно высокой проходимостью, однако могла эксплуатироваться только вне дорог с твердым покрытием. Недостатками комплекса являлись также небольшой ресурс хода - около 3000-5000км и сложность эксплуатации (затруднен доступ к многим элементам шасси, замена одних специальных систем требовала демонтажа смежных систем и т. д.). Транспортно-пусковые стеклопластиковые контейнеры, обеспечивающие транспортировку, хранение в период всего срока эксплуатации, термостатирование и пуск ракеты, проектировались в ЦКБ-34 с привлечением СКТБ (г. Хотьково Московской области) в части технологии изготовления стеклопластиковых конструкций.



Наземное оборудование, входящее в состав технической позиции было разработано конструкторским бюро "Мотор", (главный конструктор В.А.Рождов). Для транспортировки контейнера КБ Калининского вагоностроительного завода (главный конструктор Л.Д.Новиков) был создан изотермический вагон 15Т83 и вагон сопровождения 15Т89.

Все погрузочно-разгрузочные работы проводились безкрановым способом, что положительно сказывалось на удобстве и безопасности эксплуатации.

Испытания

Испытания  комплекса РТ-15  проводились  на полигоне  Капустин Яр. С 1965г. по 1970г. было  проведено 20 пусков.  В 1965г. проведено 3 пуска  для чего в качестве технической позиции использовалась площадка №105 созданная  для ракет РТ-1 и РТ-2. Здесь проводились все  испытания и предстартовая подготовка  ракеты в вертикальном положении после чего ПУ в походном положении  направлялась на площадку  №84 откуда производился пуск.  Наибольшее количество пусков – 8 было выполнено в 1968г.  Согласно приказу  Главнокомандующего РВСН от  05.07.1966г. в 638-м рп (г.Слоним) 31-й рд и 323-м рп (г.Гусев) 24 рд были проведены  войсковые испытания  этого ракетного комплекса. Цель испытаний – отработка вопросов боевого применения самоходных пусковых установок, определение  временных  нормативов  занятия и  оставления  позиций, объём и порядок технического  обслуживания СПУ, разработка  ориентировочного штата ракетного  комплекса и проверка  эксплуатационных и  ходовых  характеристик СПУ. С целью продолжения войсковых испытаний подвижного ракетного комплекса 15П696 с ракетой РТ-15 вдекабре 1966г. в 50-й ра были сформированы два ракетных дивизиона - один в составе  94 рп (г.Хаапсалу) 23-й рд  другой - 50-й отдельный  ракетный  дивизион (ордн) при 638 рп (г.Слоним) 31-й рд.  В соответствии с планом перевооружения частей РСД в 1968-1970 гг. 50-я РА должна была перевооружаться на самоходные ракетные комплексы Темп-С, РТ-15  и РТ-15 «ОС» (отдельные старты).  В январе 1969г.  производство ракет было прекращено.



Служба

После завершения в марте 1970 г. испытаний комплекс 15П696 с  БРСД  РТ-15 был принят  в опытную  эксплуатацию, которая  осуществлялась силами 50-го ордн до 1972г. Этот дивизион базировался на территории ракетной базы Лесная и совершал длительные  тренировочные марши, во время которых отрабатывались вопросы боевого применения СПУ. Дивизионом командовал подполковник Дроздов.  Дивизион участвовал в парадах  на Красной площади в Москве.  На боевое дежурство он не ставился и боевых задач не имел.  Несмотря на то, что летные и войсковые испытания.



данного комплекса показали достаточно высокие боевые и эксплуатационные характеристики, на вооружение  войск РСД он так и не был принят, а 1.07.1973г. 50-й ордн был расформирован.  Министерство обороны, мотивировало отказ от развертывания комплекса необходимостью  слишком большого  количества  самоходных шасси для  обеспечения его функционирования.  Однако уже через несколько лет было выдало задание на разработку подвижного  грунтового комплекса  для ракеты  средней дальности.  Эта работа была поручена КБ  А.Д.Надирадзе, и в 1977г.  появился  хорошо  известный  комплекс «Пионер» с  ракетой PCД-10.



Тактико-технические характеристики

Разработчик
ЦКБ-7 (КБ "Арсенал")
Главный конструктор
П.А.Тюрин
Изготовитель ракеты
з-д   "Арсенал"
Код НАТО
SS-14 Scapeqoat
Тип комплекса
подвижный ракетный комплекс 15П696 второго поколения с БР средней дальности
Ракета
РТ-15 (8К96)
Дальность стрельбы, км
2500
Тип головной части
Термоядерная моноблочная, мощность 1 Мт
Масса головной части, кг
535
Система управления
инерциальная с гиростабилизированной платформой
длина полная с поддоном, м
11,93
макс. диаметр корпуса
1,49
Первая ступень:

длина полная, м
4,74
макс. диаметр корпуса
1,49
Двигатель:
четырехсопловой РДТТ 15Д27
Топливо:
смесевое твердое Т9-БК-6
Тяга, тс
42
Время работы, с
60
Вторая ступень:

длина полная, м
3,83
макс. диаметр корпуса, м
1,01
Двигатель:
четырехсопловой РДТТ 15Д92
Тип топлива:
смесевое твердое Т9-БК-4Б/1
Тяга, тс
22
Время работы, с
45
Пусковая установка:

Шасси
гусеничное   "объект 815”
Экипаж, чел
3
длина полная, м
13,37
высота на позиции, м
13,74
ширина, м
3,42
Полный вес ПУ, т
59,9
Грузоподъемность шасси, т
30,3
Уд. давление на грунт, кг/кв.см
0,78
Тип двигателя
дизель В-12-6Б
Мощность двигателя, л.с
750
Запас топлива, л
2000
Запас хода, км
400
Максимальная скорость, км/ч
30 - 40
Источники:

1. А.В. Карпенко, А.Д. Попов, А.Ф. Уткин. Отечественные стратегические ракетные комплексы. Санкт-Петербург, 1999

Комментариев нет:

Отправить комментарий