рекомендации

суббота, 18 апреля 2015 г.

Ядерная бомба Mark 7 "Thor"

Mark 7 "Thor" (или Mk.7) была первой тактической ядерной бомбой, принятой на вооружение американскими вооруженными силами. Кроме того, она была первой бомбой, которая могла сбрасываться с кабрирования с использованием низковысотной бомбардировочной системы (LABS). Mk.7 была впервые испытана во время операции Buster-Jangle. Для обеспечения возможности внешней подвески на истребителях-бомбардировщиках Mark-7 оснащалась съемными стабилизаторами. Она имела боевую часть изменяемой мощности капсульного типа с делащимся материалом (уран-235), хранящемся в отдельном контейнере. Ее боевая часть W7 также использовалась в неуправляемой ракете BOAR, ядерной глубинной бомбе Mark 90 Betty, а также в баллистических ракетах MGR-1 Honest John и MGM-5 Corporal. Ее также могли нести британские бомбардировщики Canberra, базировавшиеся в Западной Германии. Mark-7 состояла на вооружении с 1952 по 1968 год, всего было выпущено 1700 - 1800 штук.

File:Mark 7 nuclear bomb at USAF Museum.jpg

Разработка, модернизация и поступление на вооружение Mk.7 проводились в три этапа: Мк.7 Mod.0 представляла собой комбинацию баллистического корпуса Мк.7 с уменьшенным зарядом и автоматикой подрыва от бомбы Мк.5. Бародатчики Мк.5 могли работать только на дозвуковых скоростях, поэтому Mk.7 Mod.0 отличались от всех последующих модификаций наличием аэродинамического тормоза – трех щитков в хвостовой части.

Мк.7 Х1 – последующие модификации, начиная с Mod.3. Бародатчик исключен из системы подрыва. Включение автоматики подрыва после сброса осуществлялось таймером. Воздушные тормоза, необходимость в которых отпала, не устанавливались.
Мк.7 Х2. Система подвески и сброса полностью реконструирована и унифицирована с другими видами авиационного вооружения, в том числе с атомной бомбой меньшей мощности Mk.12.
Бомба Мк.7 имела обтекаемый корпус большого удлинения: длина корпуса – 4650 мм (183 дюйма), диаметр – 775 мм (30 1 /2 дюйма). Корпус имел один поперечный разъём в средней части. Хвостовое оперение состояло из трёх плоскостей, одна из которых выполнена поворотной и разворачивалась в рабочее положение после взлёта. На каждой из плоскостей установлен небольшой интерцептор, благодаря которым бомба на траектории вращалась вокруг продольной оси с частотой 20–60 об/мин (кроме Mk.7 Mod.0). Из всех американских ядерных бомб стабилизация вращением применялась только на Mk.7, Мк. 12 и на первых модификациях Мк.61.
Полная масса бомбы составляла от 750 до 770 кг, в зависимости от типа ядерного заряда. Ядерный заряд W7 левитирующего типа на основе урана 235 имел диаметр 685 мм (27 дюймов) и массу центрального металлического ядра (ядро из урана 235 и отражатель) от 70 до 100 кг. Соответственно, мощность заряда могла изменяться от 1 – 10 до 60–70 кт тротилового эквивалента.
Позади заряда впервые был размещён механизм автоматизированной установки уранового ядра. Такой же механизм устанавливался и на последних модификациях бомбы Мк.5.
Автоматика подрыва бомбы Мк.7 Mod.0 была заимствована от Мк.5. Последующие модификации имели систему подрыва, срабатывавшую от одного из трёх датчиков – радиовысотомера, таймера и пьезоэлектрического контактного взрывателя. Всего было предусмотрено семь вариантов работы системы подрыва, которые устанавливались на щитке управления вооружением в кабине пилота.
Бомба Мк.7 могла устанавливаться на внешней или внутренней подвеске большого числа бомбардировщиков, истребителей бомбардировщиков и штурмовиков американских ВВС и палубной авиации. Поршневые бомбардировщики В 29 и В 50 нести Мк.7 не могли из за недостаточной длины бомбоотсека, но в 1950 х гг. они уже устарели и снимались с вооружения. При внешней подвеске накладывались ограничения на максимальную высоту – 12200 м и скорость полёта – М=0,82. Для безопасного сброса бомбы держатель должен был быть оборудован пиро  или пневмотолкателями.
В USAF основными носителями бомбы Мк.7 были истребители бомбардировщики Тактического авиационного командования «Рипаблик» F 84G «Тандерджет» и F 84F «Тандерстрик».
Более скоростные F 86 «Сейбр» нести Мк.7 не могли из за коротких стоек шасси. Атомная бомба подвешивалась всегда под левым пилоном, правый обычно нёс топливный бак, сбрасываемый одновременно с бомбой. С 1957 г. функции основного средства доставки бомбы Мк.7 перешли к сверхзвуковому истребителю  бомбардировщику «Норт Америкен» F-100D «Супер Сейбр».
Палубный штурмовик A4D (А-4) «Скайхок» изначально проектировался как носитель Мк.7, бомба подвешивалась под центральным пилоном.

File:A-4B with Mk 7 bomb on cat USS Saratoga.jpg

Палубный штурмовик Douglas A4D-2 с подвешенной бомбой Mk.7 на борту авианосца USS Saratoga

Бомба Мк.7 могла сбрасываться в диапазоне скоростей от 560 км/ч до М=1,5 и углов тангажа от  70° до +70°. Круговое вероятное отклонение при сбросе с горизонтального полёта на высоте 7500 м составляло 85 м – существенно меньше, чем у «толстяков» из САК.
Однако основным способом боевого применения бомбы Мк.7 было бомбометание с кабрирования, впервые применённое самолётами ТАС в 1952 г. Для этого все реактивные самолёты носители тактического ядерного оружия оборудовались автоматизированной системой LABS (Low Altitude Bombing System – система бомбометания с малых высот). Это был типично истребительный манёвр.
Летящий на малой высоте самолёт, не доходя до цели, делал полупетлю, в начальной фазе которой, в точке, рассчитанной системой LABS, сбрасывал бомбу. Та летела далее по баллистической траектории и взрывалась над целью, когда носитель уже находился на достаточном удалении и высоте, чтобы не подвергнуться действию её поражающих факторов.
В 1953–1954 гг. испытывались ещё две модификации Мк.7: «Сверхзвуковая» (Super sonic) Mk.7 и «Короткая» (Short) Mk.7. Первая предназначалась для доставки на внешней подвеске сверхзвуковых истребителей бомбардировщиков F-105, вторая – во внутреннем бомбоотсеке F-105. От их серийного производства отказались в пользу более мощной термоядерной бомбы Мк.28.

Тактико-технические характеристики

Длина: 4,65 м
Диаметр: 0,775 м
Масса: 750 - 770 кг
Мощность: изменяемой мощности от 1 до 70 кт

Носители:

English Electric Canberra
Douglas F3D-2B Skyknight
Douglas A-1 Skyraider
Douglas A-3 Skywarrior
Douglas A-4 Skyhawk
Martin B-57 Canberra
McDonnell F2H Banshee
McDonnell F3H Demon
McDonnell F-101 Voodoo
North American FJ Fury
North American B-45 Tornado
North American F-100 Super Sabre
Republic F-84 Thunderjet

Источники:

1. К. Кузнецов, Г. Дьяконов. Главный калибр боевой авиации. Авиация и Космонавтика, 2013, №7.

Комментариев нет:

Отправить комментарий