рекомендации

вторник, 13 марта 2018 г.

Сбитые и поврежденные самолеты во время холодной войны и после ее окончания. Часть 14. 1976 - 1979 гг.

12 апреля 1976 года израильские истребители перехватили C-130 ВВС Саудовской Аравии, нарушивший воздушное пространство Израиля. Самолет принудили к посадке в аэропорту Бен Гурион, через 2 часа он был отпущен.

14 июля 1977 года американский CH-47 Chinook был сбит северо-корейским МиГ-21 над корейской демилитаризованной зоной. Пилот попал в плен и был освобожден через 57 часов, три других члена экипажа погибли.

10 сентября 1977 года эскадрилья кубинских  МиГ-21МФ под командованием Рафаэля дель Пино совершила облет Пуэрто-Платы в Доминиканской Республике, чтобы оказать давление на власти Доминиканской Республики для  освобождения торгового корабля «Капитан-Лео», который, плывя в Анголу, нарушил воды Доминиканы и был интернирован. Планировалось на следующий день бомбить Пуэрто-Плату и Сантьяго-де-лос-Кабальерос, если бы правительство Доминиканской Республики не отпустило корабль, но после поспешных переговоров он был отпущен.


20 апреля 1978 года  Boeing 707-321B (HL-7429) авакомпании Korean Air Lines совершал пассажирский рейс KE902 (позывные KAL 902) по маршруту Париж—Анкоридж—Сеул, когда, значительно отклонившись от курса, оказался над Кольским полуостровом, тем самым нарушив воздушную границу СССР. 
В 20:54 «Boeing» был впервые зафиксирован советскими РЛС. В 21:19 он вторгся в воздушное пространство СССР в районе Кольского полуострова. Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват с аэродрома «Африканда» был поднят истребитель Су-15 431-го истребительного авиационного полка ПВО (в/ч 26391), пилотируемый капитаном Александром Босовым. Приблизившись к рейсу 902, Босов покачал крыльями. В ответ на это «Боинг» развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Босов получил приказ уничтожить нарушителя. Согласно западным данным, он несколько минут пытался переубедить начальство, говоря, что самолёт является пассажирским, а не разведчиком.
В 21:42 Су-15 выпустил одну ракету, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя «Боинга», оторвав часть крыла длиной 3-4 метра (по некоторым данным, было выпущено две ракеты, одна из которых пролетела мимо). Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолёт начал резкое снижение и был потерян Босовым из виду.
Зафиксированный наземными радарами оторвавшийся кусок крыла был принят за контейнер или крылатую ракету. На его перехват был поднят второй Су-15 265-го истребительного авиаполка ПВО (пилот — старший лейтенант Сергей Слободчиков), выпустивший по фрагменту крыла одну ракету. На смену исчерпавшему топливо Су-15 подошёл другой Су-15 (пилот — капитан Анатолий Керефов).
В 23:05 MSK пострадавший рейс KE902 совершил вынужденную посадку на лёд озера Корпиярви возле посёлка Лоухи в точке координат 66°02′ с. ш. 33°04′ в. д. Вскоре он был обнаружен советской поисковой группой. Из числа пассажиров рейса 902 от осколков ракеты погиб 1 человек, ещё 1 умер от ранений по дороге в больницу. 13 человек получили несмертельные ранения. Пассажиры были эвакуированы вертолётами в город Кемь и через два дня отпущены; Boeing 727 авиакомпании Pan American доставил их из Мурманска в Хельсинки.
Командир и второй пилот рейса 902 были задержаны в связи с проводимым расследованием в СССР. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР. Подтвердили они и то, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились. И КВС, и второй пилот обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Учитывая их признания и раскаяние, а также руководствуясь принципами гуманности, было решено ограничиться выдворением пилотов за пределы Советского Союза. 


21 июня 1978 года в 06:21 дежурная смена наземного радиолокационного поста, расположенного под Ашхабадом, обнаружила в районе туркменского села Душак (15—20 км от границы) четыре объекта, медленно летящих вдоль Каракумского канала. На перехват с аэродрома Ак-Тепе был поднят истребитель МиГ-23 под управлением капитана А. В. Демьянова (152 иап). Получив приказ в условиях сильного тумана не приближаться к целям близко, он обнаружил один вертолёт, ошибочно принял его за советский и вернулся на базу.
В 06:52 по решению заместителя командира 152 иап подполковника Ю. А. Милославского в воздух был поднят другой МиГ-23 под управлением капитана В. И. Шкиндера. Он подлетел к вертолётам ближе, идентифицировал их принадлежность Имперским ВВС Ирана и получил приказ атаковать. Двумя самонаводящимися ракетами типа Р-60 он поразил ближайший вертолёт, который упал в районе посёлка Гяурс и полностью сгорел. 8 членов его экипажа погибли. Следующий «Чинук» развернулся и направился в сторону иранской границы, но В. Шкиндер нагнал его и повредил двигатель, выпустив 72 снаряда из пушки ГШ-23. Вертолёт совершил вынужденную посадку на советской территории в районе Гяурсской погранзаставы, 4 члена его экипажа были задержаны пограничниками. «Чинуки» ведущей пары сумели уйти в Иран. 
Задержанные иранцы около недели находились под арестом в Ашхабаде, затем их перевезли в Москву. Иранская сторона заявила, что вертолёты не были вооружены, выполняли тренировочный полёт и заблудились в условиях густого тумана. Советская сторона согласилась вернуть в Иран задержанных и останки погибших. Через месяц повреждённый «Чинук» был восстановлен советскими специалистами (по другим данным — иранскими), и иранцы перегнали его на родину. На этом инцидент был исчерпан.

3 сентября 1978 года Vickers Viscount 782D (VP-WAS) авиакомпании Air Rhodesia во время полета из Кариба в Солсбери был сбит ракетой SA-7 Grail, выпущенной партизанами, вскоре после взлета. Из 56 человек на борту погибло 38 человек, а еще десять человек, пережившие катастрофу, были убиты партизанами.

12 февраля 1979 года Vickers Viscount 748D (VP-YND) авиакомпании Air Rhodesia, во время полета из Кариба в Солсбери был сбит ракетой SA-7 Grail, выпущенной партизанами, вскоре после взлета. Все 59 человек на борту погибли.


Комментариев нет:

Отправить комментарий